Грузовые перевозки

Отправлено 19 мая 2019 г., 21:20 пользователем Trans Gruz

Характеристика грузовых перевозок

Транспорт - одна из обширных сфер международного сотрудничества. Это объясняется, во-первых, необходимостью обеспечения крепнущих внешнеэкономических связей и, во-вторых, особенностью технологии транспортного процесса.

Все виды транспортной деятельности предусматривают множество операций, регламентирующихся рядом положений. Комплекс требований, которые обязаны выполняться сторонами, участвующими в транспортном процессе, составляет понятие условий перевозок. Этот комплекс включает в себя систему правовых, имущественных, производственных отношений. Он распространяется на перевозку грузов всеми видами транспорта в части прав и обязанностей сторон по соблюдению их интересов, сохранности и своевременности доставки грузов. Между перевозчиком и грузовладельцем заключается договор, представляющий собой соглашение, по которому первый принимает на себя обязательство перевезти вверенный ему груз своими средствами от места отправления до места назначения в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Работа различных видов транспорта характеризуется двумя основными показателями: объем перевозок (m) и грузооборотом (mkм), (на морском транспорте грузооборот измеряется в тонно-милях). Объем перевозок и грузооборот зависят от размеров производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, размещения производства и потребления по территории, распределения перевозок между различными видами транспорта, специализации производства, условий и организации рыночных отношений и др. [5,79]

Общий объем перевозок и грузооборота распределяется между различными видами транспорта, а также по группам грузов в соответствии с принятой номенклатурой. Соотношение этих групп в перевозках и грузообороте называется их структурой. Структура грузооборота различных видов транспорта по ряду стран мира выглядит следующим образом.

Таблица 1 Доля отдельных видов транспорта в общем грузообороте отдельных стран (%)

Страна

Виды транспорта

Итого

 

Ж.д.

Ав/тр

морской

речной

Трубопр.

Возд.

 

США

27

29

22

13

17

1

100

Великобритания

3

18

76.7

-

2

0.3

100

ФРГ

17

36

29

15

2.5

0.5

100

Франция

12.2

16

64

2

5.4

0.4

100

Россия

48

6

12

4

29

1

100

Республика Казахстан

79.5

4.2

0.5

0.6

15.1

0.1

100

Объем и направление перевозок определяют такой транспортный показатель, как грузопоток.

Грузопотоком называется количество грузов в тоннах, перевозимых в одном направлении за определенный период времени. Грузопоток состоит из различных грузов и характеризуется своей структурой. Она может быть трех видов: отраслевая, групповая и родовая.

Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли хозяйства, например, продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности.

Групповая структура характеризуется принадлежностью груза к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.), а родовая - распределением грузов по свойствам, только им присущим, например, зерновые, овощи, нефтепродукты.

Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы прогнозирования перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

Основные прогностические концепции (подходы) при проектировании объема перевозок сводятся к следующему.

Балансовый метод, являясь наиболее обоснованным с научной точки зрения, предъявляет повышенные требования к качеству и объему исходной информации, что не всегда может быть обеспечено при решении задач перспективного характера. По каждому грузу составляется ресурсная шахматка, которая, будучи наложенной на существующую или проектируемую сеть путей сообщения, дает возможность определить грузооборот транспортных узлов и получить, таким образом, основу для планирования развития станций, портов и т.д.

Матричное представление потоков и обработка их на ЭВМ уже нашли широкое применение в инженерной практике и планировании.

Метод динамических рядов считается наиболее пригодным в сфере долгосрочных прогнозов и обычно используется для ориентировочных оценок на основе отчетных данных за прошедшие годы.

Говоря о методе динамических рядов, нельзя не указать, что целесообразным считается сопоставление рядов натуральных показателей, а не стоимостных, так как это устраняет влияние таких нерегулярных факторов, как колебание тарифов на перевозки, удорожание строительства и т.п.

Объем перевозок выражается линейными или нелинейными зависимостями вида:

У t = F t (Xl, Х2, ..., Xn),

где У t - прогнозируемый объем перевозок; Xi, X2, ..., Xn - значения соответствующих факторов.

Метод компонент обычно представляет собой разновидность регрессионного анализа. Решение задачи начинается с декомпозиции ее на составные части, например, с выделения в перевозках решающих грузов. Далее для каждого выделенного груза подбираются один или несколько определяющих факторов, представленных параллельными рядами . и связанных уравнениями регрессии. На заключительной стадии расчетов производится агрегирование частных результатов.

Метод “входа-выхода” в зарубежных источниках известен как “Инпут-Аупут-Анализ”. Объем перевозок конкретным видом транспорта может быть связан с выпуском промышленностью и сельским хозяйством определенных конечных продуктов (машин, оборудования, продуктов питания и т.п.), которые сами по себе еще не определяют всей работы транспорта. Однако выпуск этой продукции через потребляемое сырье, топливо и материалы формирует подавляющую часть грузопотоков. Используются и структурно-динамические модели. Демографическая по своей природе эта модель может давать неплохие результаты при прогнозировании грузооборота транспортных узлов. [6,76]

Кроме рассмотренных выше методов, основанных на достаточно строгом изучении количественных связей, существуют и другие приемы прогнозирования, преимущественно качественного характера. К ним, в частности, относится “метод Дельфа”, или метод экспертных оценок. Дальнейшим совершенствованием его можно считать построение последовательных “сценариев”, т.е. расчленение прогнозируемого периода на ряд подпериодов, для каждого из которых строится собственный сценарий, связанный с последующим и предыдущим. Метод экспертных оценок иногда используется совместно с другими методами прогнозирования.

В процессе осуществления транспортных операций особое место отводится классификации грузов.

Груз - продукт производства (сырье, полуфабрикат, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке. Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состоянии и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.

Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Груз характеризуется режимом хранения, способами перегрузки, упаковки и перевозки, физико-химическими свойствами, размерами, объемом, массой и формой предъявления к перевозке.

Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, автомобиля, судна, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов * созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы, грейферы и т.д.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).

Транспортная классификация грузов, единая для всех видов транспорта по свойствам, которые определяют различные стороны процесса перевозки и хранения, отсутствует. На каждом виде транспорта существует своя классификация, учитывающая их особенности.

Например, классификация грузов на автомобильном транспорте:

по виду тары: тарные, бестарные;

по массе одного грузового места: штучные до 250 кг., а для катных грузов (бочки, катушки, кабели). - до 500 кг.; повышенной массы от 250 кг., а для катных от 500 кг до 30 т.; тяжеловесные (штучные неделимые) массой 30 т. и более;

по размерам: допускаемые к перевозкам по дорогам общего пользования и крупногабаритные. У последних один из размеров не должен превышать по ширине 2,5 м., по высоте 3,8 м., длина за пределы заднего борта кузова 2м;

по способу погрузки и выгрузки: штучные, сыпучие:

навалочные и наливные;

по размеру отправки: мелкопартионные (массой до 5 т.);

партионные (от 5 до 30 т.) и массовые (более 30 т.);

по специфическим свойствам: скоропортящиеся, опасные, антисанитарные (мусор), живые (скот, птица, пчелы).

Наиболее удобна транспортная классификация, применяемая на морском транспорте. По этой классификации все грузы делят на 3 группы: массовые, генеральные (штучные) и особорежимные.

К первой группе относят насыпные, наволочные, наливные и лесные грузы, которые имеют определенную массу. Насыпные и наволочные грузы перевозят без тары. К насыпным в основном относят зерно и семена всех видов сельскохозяйственных культур, к наволочным - уголь, песок, гравий, камень. Эти группы предъявляют к перевозке преимущественно большими партиями, обеспечивающими плотную загрузку вагонов, судов и автомобилей. Наливные - это жидкие грузы, которые перевозят наливом в специальном подвижном составе (цистернах, танкерах, бензовозах). К лесным фузам относят круглый лес, пиломатериалы, фанеру и другие изделия из древесины.

Генеральные, или штучные грузы, перевозят упакованными в разнообразную тару или без упаковки. По числу наименований это самая многочисленная категория грузов. В зависимости от вида упаковки различают грузы мешковые, киповые, катко-бочковые, ящиковые, контейнерные и пакетные. В мешках перевозят грузы, не требующие защит от механических повреждений; в кипы и тюки упаковывают естественные и искусственные волокна и изделия из них (в тюки обычно упаковывают не прессованный материал, а волокнистые вещества - хлопок, джут и т.п. - прессуют в кипы). К катно-бочковым относят грузы, перевозимые в бочках, барабанах и рулонах. В металлических бочках перевозят топливо, смазку, а в деревянных - сухие химические и пищевые продукты. Металлические барабаны предназначены для транспортировки химических продуктов и других веществ. В ящики пакуют многие грузы промышленности. Типоразмеры ящичных грузов очень разнообразны.

К штучным грузам без тары относят металл в болванках, слитках, чушках, кирпич и т.п.

Штучные грузы делят на негабаритные, тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесными считают на водном транспорте груз, имеющий массу одного места более I т., на железнодорожном - более 0,5 т., на автомобильном - более 30 т.; а легковесными - грузы, 1 т. которых занимает объем более 2 м куб. (вата, спички, тряпье и другие). Негабаритными (длинномерными) называют грузы, которые по своим размерам выходят за пределы габарита подвижного состава.

К третьей группе относят особорежимные грузы, т.е. грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил. К ним относят опасные и скоропортящиеся грузы, а также живой скот и сырые животные продукты.

Порядок перевозки, перегрузки и хранения опасных и скоропортящихся грузов регламентируется тарифными руководствами и действующими правилами и инструкциями, издаваемые транспортными министерствами и ведомствами.

Опасные грузы перевозят в таре, установленной соответствующими стандартами и ведомственными техническими условиями.

Все опасные грузы по общим признакам, характеру опасности и техническим условиям хранения и перевозки подразделяют на 9 классов и 26 подклассов. В каждом подклассе грузы делят на категории, а в каждой категории по степени транспортной опасности - на группы. Классы опасных грузов следующие:

  • 1 класс - взрывчатые вещества (ВВ);
  • 2 класс - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
  • 3 класс - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  • 4 класс - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (ЛВМ);
  • 5 класс - окисляющие вещества (ОК) и органические перекиси (ОП);
  • 6 класс - ядовитые (токсичные) вещества (ЯВ);
  • 7 класс - радиоактивные (РВ) и инфекционные вещества (ИВ);
  • 8 класс - едкие и коррозионные вещества (ЕК);
  • 9 класс - прочие опасные вещества.

В транспортной характеристике грузов учитываются его линейные размеры, показатели объема и массы. Учет их при выборе типа подвижного состава позволяет правильно решать задачу полного использования вместимости транспортных средств.

К линейным размерам относят длину 1, ширину b, высоту h, диаметр d. Основной мерой длины служит метр. В некоторых государствах, кроме того, в качестве единицы используют фут, равный 304,8 мм, и другие. Объем груза измеряют разными объемными единицами. Основной является кубический метр, а на морском транспорте еще и регистровая тонна (2,83 м. куб). Массу груза определяют в килограммах или в тоннах (жидкие грузы - литры, баррели).

Перевозимый груз состоит из собственно груза и тары. Полная масса груза и тары называется массой брутто, чистая -массой нетто. На железной дороге в массу брутто входит и масса подвижного состава.

Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была легко видна и сохранялась до конца перевозки. Различают маркировку товарную, отправительскую, специальную и транспортную.

Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта и другие необходимые сведения о товаре.

Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

Социальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращение с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.

Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе - порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки) и рядом с дробью номер грузовой накладной, например, 500/20= 345584. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки.

При отправлении продукции большое значение имеет определение массы груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте - и по осадке судна. Массу груза определяют при приеме его от грузоотправителя и выдаче грузополучателю, так как в процессе перевозки масса различных грузов может изменяться в результате потерь, которые вызываются утряской, распылением, усушкой и утечкой. Перечень грузов и предельно допустимые нормы их убыли приводятся в общих правилах перевозки грузов на различных видах транспорта. Размер норм естественной убыли зависит от характера груза, расстояния и условий перевозки и колеблется в довольно широких пределах (от 0,1 до 3,4%). Нормы естественной убыли не применяются при перевозке грузов в герметичной таре, жидкостей в стеклянной упаковке, гигроскопичных, а также грузов, товарные единицы которых не измеряются массой .Снижению до минимума потерь массы груза и применяемых норм естественной убыли способствуют улучшение качества перевозок, внедрение механизации и автоматизации погрузки и разгрузки, улучшение качества и стандартизация тары и упаковки, внедрение контейнерных и пакетных перевозок, а также соблюдение условий и правил приема и перевозки.

Comments